Самым старым и до сих пор востребованным из строительно-отделочных материалов является древесина. Еще в древности люди освоили этот материал и создали из него первые поселения, предметы обихода, посуду, украшения и много других полезных вещей.
Но наибольшее распространение использование древесины получило в строительстве и отделке.
Несмотря на развитие технологий, появление бетона и стали, дерево остается популярным материалом в строительной отрасли. Причем, сегодня его ценность повышается именно в направлении выполнения отделочных работ. В частности, производный материал из дерева – вагонка.
Деревянная вагонка - виды
Деревянная вагонка представляет собой тонкую, обработанную доску имеющую паз и гребень для удобства стыковки.
История появления вагонки
Вагонка появилась одновременно с вагонами поездов, внутренняя отделка которых выполнялась тонкими дощечками, чтобы сократить расход древесины в абсолютном значении. А также, снизить стоимость и расход вследствие подгонки пиломатериала.
Производство деревянной вагонки
Вагонка изготавливается из обрезной доски, которая прошла подготовительный этап – сушку в естественных условиях или сушильной камере. Подготовленная доска обрабатывается путем строгания. Для обеспечения бесшовного стыка с боковых поверхностей выбирается четверть (метод фальцовки) или шпунт (метод шпунтовки). Последним этап является торцовка, которая предусматривает нарезание заготовок различной длины.
Данный способ описывает процесс производства деревянной вагонки. Кроме этого, существует пластиковая вагонка и вагонка мдф.
Стандарты деревянной вагонки – ГОСТ и DIN
Производство вагонки регламентируется стандартами: ГОСТ 8242-88, DIN 68-126/86, ТУ. Стоит отметить, что немецкий стандарт ДИН более требователен к качеству, нежели российский ГОСТ.
Прежде чем вагонка поступит в продажу, определяется ее сорт. Чем меньше дефектов, сучков и шероховатостей тем выше класс вагонки. Отечественным сортам 1, 2 и 3 соответствуют европейские – Класс "А", "В", "С". Кроме того, европейские, а затем и российские производители стали предлагать вагонку класса "элит" или "экстра".
Технические условия деревянной вагонки DIN 68-126/86 Сортность деревянной вагонки DIN 68-126/86
Размеры деревянной вагонки
Сразу оговоримся, что размеры вагонки будут отличаться для обычной и евровагонки.
Размеры обычной вагонки, т. е. ее длина, ширина и толщина определяются непосредственно производителем. Но, наибольшую популярность получили стандартные параметры.
Размеры вагонки деревянной:
- толщина: 12 – 40 мм;
- ширина: 76 – 200 мм;
- длина: 0,2 м (минимальная) – 6 м (максимальная);
- размер шипа: 4-5 мм.
Размеры евровагонки деревянной:
(характерны более точные параметры)
- толщина: 13, 16, 19;
- ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
- длина: 0,5 м – 6 000 мм;
- размер шипа: 8-9 мм.
Допустимые отклонения:
- толщина: - 0,7 мм;
- ширина: - 1 мм;
- длина: +/- 5 мм;
- размер шипа: +/- 0,5 мм.
За счет оптимальных размеров ламели, вагонке не грозит рассыхание и появление щелей.
Как видим, с точки зрения длины, вагонку можно разделить на два класса: длинная – используется в отделочных работах, короткая – предназначена для подшивки свесов крыши.
Стоит отметить, что короткая вагонка более дешевая. Это обусловлено тем, что короткие заготовки, по сути, являются отходами чистовой обработки длинных. Дело в том, что в длинных досках на этапе окончательной обработки могут встретить мертвые сучки, которые необходимо выпилить, чтобы сохранить сортность вагонки.
Примечание: мертвые сучки – те, которые могут выпасть, живые сучки – те, которые надежно держатся в древесине.